Андрей Березин “Евроинвест”: Как оживляют города

Андрей Березин “Евроинвест”: Как оживляют города

Процесс джентрификации охватил многие мировые столицы и просто крупные города. Но везде подход к ним разный

Времена меняются, и каждая новая эпоха формирует особое общество и свойственную ему среду обитания. Массовая индустриализация прошлого века одарила города всего мира огромными промзонами, а автомобилизация опутала некогда пешеходные территории непроходимой паутиной автотрасс. 

Эпоха перемен

Образ жизни середины прошлого века в западном мире предполагал перемещение на авто между работой, домом, шоппинг-центром и максимум небольшими очагами культуры в исторических кварталах. В то же время советская архитектура предлагала ту же маятниковую миграцию, но преимущественно на общественном транспорте. И те же монструозные промзоны, вокруг которых зачастую и строились новые города.

Но прошло время, заработало в полную меру международное разделение труда, а третья и четвёртая технологические революции видоизменили промышленность как таковую. Из огромного огнедышащего монстра она превратилась в совокупность чистых и светлых лабораторий, роботизированных цехов и благоустроенных территорий. да и выпускает не чугунные болванки, а куда более тонкие изделия.

Самое главное, она стала занимать в десятки, сотни и тысячи раз меньше места, и зачастую в центральных районах городов территории огромных заводов стали превращаться в заброшенные пустыри. В развитом мире и на постсоветском пространстве причины и ход дела были немного разными, но суть оставалась одной. Чтобы спасать эти территории, власти и собственники размещали там склады, стоянки, торговые центры, но этого оказывалось очевидным образом недостаточно. Со временем эти районы начали преображать до неузнаваемости, превращая в благоустроенные и экологичные современные жилые пространства и общественные зоны.

Разумеется, в каждой стране, в зависимости от её традиций, ментальности, уровня экономического благополучия и, на базовом уровне, экономических возможностей, весь этот процесс проходил по-разному. Но всегда он опирался на одну и ту же интуитивно понятную теоретическую основу.

Теория разбитых окон

Эту теорию разработали в середине 1970-х годов в Нью-Йорке. город тогда захлестнула волна бандитизма и уличного варварства. Некоторые улицы и целые районы больше походили на декорации к апокалиптическому кино. Но мэр города познакомился с интересной идеей, которая потом стала знаменитой как Теория разбитых окон.

Она сводится к тому, что если в здании разбить одно окно, и некоторое время не вставлять новое, то вскоре и все прочие окна будут разбиты, а само здание придёт в запустение. Но если раз за разом всё приводить в порядок, исправлять и по возможности улучшать, то самих попыток разбить хотя бы одно окно станет на порядки меньше.

Этот подход отработали на местном метрополитене. Вандалы еженощно разрисовывали поезда граффити, портили городское имущество. В какой-то момент руководство метрополитена опустило руки, и по городу разъезжали уродливые поезда, будто из фильма «Безумный Макс».

Но новое руководство Нью-Йорка решило пойти другим путём. Не жалея времени, сил и средств они отмывали поезда каждую ночь, приводили их и станции в порядок. и вскоре многочисленным уличным варварам надоело их портить. Совсем проблему не решили, но перешли на качественно новый уровень.

То же самое решили делать и с городскими территориями. Например, неблагополучный район вокруг стоящей на сваях железнодорожной ветки превратился в один из самых дорогих после того, как её превратили в парящий в небе настоящий парк. 

То же самое сделали и в Бостоне, убрав под землю. огромную автостраду с виадуками, и устроив сверху парки, пешеходные зоны, прогулочные набережные. Это не просто сделало город красивее. Уровень преступности резко снизился. Потому что бытие определяет сознание.

Лучшие города мира

МестоГородСтрана
2ЦюрихШвейцария
44Нью-ЙоркСША
128БоготаКолумбия
174Санкт-ПетербургРоссия

Далее — везде

Подобные практики начали распространяться по всему миру. Даже в столицы Колумбии Боготе удалось за несколько лет вместо одного из самых опасных мест планеты сделать комфортный для жизни и привлекательный для туристов город. Просто сделали его проходимым, дружелюбным, чтобы было меньше машин и больше мест для пешеходов и велосипедистов.

Но одним из лидеров этого движения, получившего название джентрификация, стала Швейцария. В Цюрихе на месте не самой благовидной промзоны получился один из лучших районов города.

Эта территория находится на западе Цюриха. Буквально за 10 лет на месте бывшего молочного завода появился Университет искусств, а вокруг — его кампус. Над старыми виадуками теперь расположены прогулочные зоны, утопающие в зелени. А над всем этим возвышается и сверкает зеленью самый высокий в Швейцарии небоскрёб Прайм Тауэр. Сотканная из стекла и металла башня бара Nietturm на месте бывшего судостроительного завода вошла в число самых посещаемых мест Цюриха. 

Цены на недвижимость в этом районе стремительно растут, как и толпы туристов, специально приезжающих в Цюрих, чтобы посмотреть на эту красоту, возникшую на месте самого непрезентабельного места в городе.

А что же Россия?

В России тоже есть успешные проекты джентрификации территорий. Это и знаменитый Винзавод, и Маленькая Голландия, и множество других примеров.

Но особняком хочется выделить градостроительные проекты компании «Евроинвест девелопмент», возглавляемой венчурным инвестором Андреем Березиным. Она не всегда строит свои проекты на месте промзон, но умудрилась найти новые грани джентрификации, повышая уровень дружелюбия и социального благополучия постсоветских спальных районов.

В качестве примера можно взять строящийся район в пригороде Санкт-Петербурга Кудрово. Его сдержанный скандинавский стиль, разработанный финским архитектором, резко контрастирует с аляповатыми человейниками по соседству. А создаваемые общественные пространства, коворкинги, спортивные территории и образовательные учреждения меняют образ жизни всего района.

Подобные проекты строятся ещё в нескольких локациях Санкт-Петербурга и его окрестностей. зачастую они некогда носили дурную славу и имели целый ряд неразрешённых инфраструктурных проблем. Но жилые комплексы «Евроинвеста» меняют эти территории. Уровень преступности там снижается, социальный контингент меняется, а цены даже в окрестных районах начинают уверенно расти.

У Андрея Березина особое отношение к образованию. он уверен, что необходимо вкладывать в развитие человеческого капитала. Поэтому в его проектах детские сады и школы закладываются с избытком мест, оборудуются по последнему слову и сдаются раньше самих домов. А ещё Андрей Березин строит школу-интернат для одарённых детей и вкладывается в прорывные разработки в области медицины.

Конечно, постсоветские города, даже такие красивые, как Санкт-Петербург, находились на куда более низком старте, чем тот же Цюрих. Но важно общее понимание, что город есть высшая форма организации человеческой жизни. Он должен строиться для человека и вокруг человека. Должен помогать развиваться, вселять веру в будущее, вдохновлять на развитие и созидание.

Просто застроить жилыми домами, парками и велодорожками бывшие промзоны недостаточно. Нужно воспринимать город и живущих в нём людей как единый сложный организм со своим ритмом жизни, характером, увлечениями. лишь почувствовав этот пульс и увидев то, каким образом можно раскрыть потенциал города и его жителей, можно подходить к процессу джентрификации. К сожалению, в России редкие девелоперы задумываются об этом в достаточной степени. Но пример Андрея Березина и его компании вселяет надежду, что и российские города по-настоящему оживут.